Оккупациональная терапия
Всем нам хочется быть здоровыми - и мы можем даже прилагать для этого усилия. Но, к сожалению, иногда обстоятельства складываются по-другому.
Например, в жизни возникают ситуации, когда люди по состоянию здоровья не могут осуществлять уход за собой, проводить досуг, выполнять продуктивную деятельность - это объединяется понятием "занятия", а участие человека в их выполнении называется "оккупациональная деятельность".
И сегодня, наши коллеги из Областного лечебно-реабилитационного центра расскажут об оккупациональной терапии в составе реабилитационной терапии.
"Не все болезни и не во всех случаях приводят к нарушению оккупациональной деятельности пациентов. Например, перелом ноги, руки, простудные заболевания не вызовут ее стойких изменений. Даже очень существенные отклонения в состоянии здоровья человека могут не очень сильно нарушить его способность к жизни, самообслуживанию, занятиям определенными видами деятельности. Например, человек, перенесший ампутацию ноги, может продолжать заниматься теми видами деятельности, где не требуется большая мобильность", - поясняют специалисты.
А вот что может привести к недостатку возможностей самообслуживания и что тогда делать - в статье врачей.
Ключевой элемент оккупациональной терапии — это выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи. Это является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми.
В ОТ применяются различные технологии, направленные на восстановление трудовых навыков: вышивание, вязание на спицах и крючком, декупаж (тканевая аппликация), изготовление мягкой игрушки, изодеятельность (рисование), картонажные работы, папье-маше, пластилинопластика, работа с природным и бросовым материалом, роспись по стеклу (витраж), работа с оргстеклом, пластиком, тестопластика, флористика, икебана, выжигание по дереву, плетение сетей, резьба по дереву, штамповка гипсовых фигур, оригами, бисероплетение, уход за декоративными птицами, рыбками, подшивание газет, реставрация книг, мелкий ремонт одежды, ремонт мебели, инвентаря, обуви, инвалидных колясок, уход за растениями, озеленение учреждения и многое другое. Главной задачей оккупациональной терапии является достижение максимально возможной самостоятельности каждого с ограниченными возможностями, обеспечение успешного и независимого выполнения оккупациональных действий.
Оккупационная терапия (ОТ) необходима младенцам и детям с проблемами, связанными со следующими диагнозами:
- недоношенность;
- церебральный паралич или мускульная дистрофия;
- отклонения в развитии, включая умственную отсталость, spina befida, врожденные аномалии;
- педиатрические заболевания, такие как детский ревматический артрит;
- трудности в обучении, включая дислексию, школьная неуспеваемость;
- эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии.
- облегчить нормальное развитие и стимулировать раннее обучение;
- развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
- достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию.
- семейной и социальной адаптацией;
- алкогольной или наркотической зависимостью, патологическим социальным поведением, расстройствами аппетита;
- неврологической недостаточностью на почве травм, ранений головного и спинного мозга;
- ортопедическими ограничениями на почве несчастного случая или заболевания;
- нервно-психическими расстройствами и трудностями в обучении.
- улучшить сенсорику и моторику;
- увеличить мобильность, силу и выносливость;
- проверять функционирование протезов и облегчать привыкание к ним;
- стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;
- получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.
- профессиональными травмами, включая ампутации, повреждение руки, ожоги;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями, включая инфаркт миокарда, и периферийными сосудистыми заболеваниями;
- психическими заболеваниями и угрозой психическому здоровью, включая реакции на стресс, алкогольную и наркотическую зависимость, депрессию и шизофрению;
- неврологическую дисфункцию, включая опухоли мозга, склероз.
- увеличить возможности для самостоятельного функционирования на ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков;
- расширить функции, используя терапевтическую деятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование;
- помочь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы;
- обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функций;
- развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями.
- утратой физических функций в результате артрита, сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной травмы, болезни Паркинсона;
- ослаблением когнитивного функционирования по причине болезни Альцгеймера, органического поражения мозга, артериального склероза или депрессии.
- затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или функциональных затруднений;
- увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыков самообслуживания;
- предоставить объективную оценку когнитивного функционирования в связи с важнейшими жизненными навыками, скажем, такими, как обращение с деньгами, планирование питания и приготовление пищи;
- обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы поддержать или усилить функциональную независимость;
- оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайронментальных барьеров;
- справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому возрасту;
- найти ресурсы в социальном окружении;
- распознать и оказать сопротивление депрессии.
- технике снятия физического и эмоционального стресса, связанного с уходом за кем-либо;
- способам определения и усиления возможностей человека для самостоятельной жизни;
- технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затрату усилий того, кто осуществляет уход;
- умению найти занятия, значимые и интересные для человека;
- умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным;
- способам нахождения и применения ресурсов окружения, таких как временная няня или доставка обеда на дом;
- способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности.
- значительно сократить пребывание человека в больнице;
- уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании в учреждении);
- обеспечить скорейшее возвращение на работу;
- сократить число услуг и время ухода, необходимые после выписки из больницы;
- предотвратить осложнения и последующую инвалидность;
- облегчить возвращение человека в общество.
*Фото: ОЛРЦ